Шабровский тальковый карьер Старая линза

Шабровское тальково-магнезитовое месторождение считается одним из крупнейших не только на Урале, но и в России. Разработка месторождения кустарными методами началась еще в 80-х годов прошлого века, планомерная эксплуатация началась в 1927 году, в 1959 году в двух километрах на юго-восток от него начаты работы по разработке второго талькового карьера, так что в 80-х годах нашего столетия разработка главного (старого) карьера ’Старая линза’ была прекращена — карьер законсервировали. Но он поддерживается в стабильном состоянии — ведется откачка воды (за насосами следит человек на дне карьера), следят за состоянием спускных лестниц.

Карьер «Старая линза» представляет собой котлован прорытый почти в монолитной тальковой глыбе, имеет глубину около 100 м, ширину — до 500 м. Живописность карьеру придают гладкие, отвесные стены, местами спускаются большими ступенями формируя узор наподобие египетских пирамид. На южном склоне карьера имеется выход зеленого змеевика (его использует как декоративный материал). Грунтовые воды низвергаются со стен множеством красивых водопадов. На дно карьера, ведут крутые деревянные лестницы (спускайтесь очень осторожно), тут осталось старое оборудование: электромоторы, дисковые стальные пилы, лебедки, вагонетки и даже подъемные краны. На большой высоте, над карьером, протянута подвесная канатная дорога, по ней ездили вагонетки, перевозящие тальковый кирпич на обогатительную фабрику и фабрику сухого помола.Старая линза
Вокруг котлована тянутся отвалы пустой породы. В них можно найти много красивых минералов: куски талька-жировика зеленовато-голубого цвета, дымчатый кварц, черный и розовый турмалин, блестящий магнитный железняк, доломи и другие. Сквозь стены карьера начали прорастать деревья, особенно интересно они смотрятся на ступенчатых спусках.
Внутри карьера много красивых мест и туда часто приезжают фотографы для проведения фото сессий.

Широко известный карьер «Старая линза» привлекает множество туристов в любое время года, но мало кто знает историю данного карьера.
Месторождение талькового камня было известно еще с 1880-х годов и разрабатывалось местными жителями в небольшом размере кустарным способом.
До 1917-го года добыча талька производилась с большими перерывами. А с 1917 по 1925 годы рудник вообще не эксплуатировался.
В конце 1930-го года, в связи с огромным недостатком огнеупорных материалов в стране, президиумом ВСНХ СССР было вынесено постановление о форсировании промышленных разведок на уральских месторождениях талькового камня.
Так, по специальному распоряжению, были начаты обследование и разведка Шабровского месторождения талько-магнезитового камня.
В течении 1931 года продолжалась разведка месторождения для оценки запасов и планирования рудника. Когда запасы были подсчитаны, приступили к проектированию рудника.
В период строительства рудника в 1931-1932 годах часть леса в окрестных лесах была вырублена под строительство рудничного поселка (пос. Шабры).
Рабочая сила вербовалась из поселков Горный Щит, Большое Седельниково и Перескачка.
Добыча талько-магнезитового камня производилась объединением «Уралтальк» (ныне Шабровский тальковый комбинат) открытым способом из большого карьера. В 1929-1930 годах карьер был невелик и имел глубину всего 10-12 метров.
Все работы производились вручную — блоки вырубались кайлами и затем отделялись ломами и клиньями. Полученные блоки тут же в забое распиливались обычными двуручными пилами на кирпичи стандартных размеров или вывозились конной тягой на поверхность и распиливались уже на поверхности.
Из рудничных построек был небольшой домик для десятника и один небольшой барак на 15-20 рабочих.
За время с 1930 года рудник значительно вырос, карьер увеличился в 4 раза. Был построен поселок с электрическим освещением, больницей и школами.
Вскрышные работы производились вручную, взрывным способом и экскаватором. Работали паровые экскаваторы «Менк-Гамброк» с емкостью ковша 0,8 м3. Откатка осуществлялась вагонетками «Коппеля» и нефтяными мотовозами, если подъем откаточных путей был небольшой. При более крутых откаточных путях использовали электрические лебедки.
В начале 1936 года длина карьера составляла примерно 200 м, ширина в средней части – 40-50 м, а глубина достигала около 30 м.
Рудник снабжался водой из старого затопленного карьера, питающегося водами поверхностного происхождения и родниками. Этот карьер остался после разработки Воздвиженской золотоносной россыпи.
В период с 1931 по 1936 годы талько-магнезитовый камень добывался в блоках стандартных размеров — 0.8х0.8х0.65 м. Получение таких блоков достигалось комбинированной работой электрических врубовых машин и пневматических перфораторных молотков. Разработка велась уступами.
Отделение блоков производилось помощью клиньев. Для этого 3-4 забойщика одновременно ударяли по клиньям и блок отделялся.
Полученные блоки при помощи кабель-крана и деррик-кранов поднимались из карьера на поверхность, где грузились на вагонетки и отвозились в распилочные цеха или в места ручной распиловки.

Северо-восточный борт. Подъем кабель-краном блока талько-магнезитового камня из карьера для распиловки. Справа работает деррик-кран.
Северо-восточный борт
Для подъема блоков камня использовалась передвижная тележка с системой блоков.
Тележка перемещалась по толстому несущему канату (тросу) с помощью тягового каната (троса) меньшего диаметра. Спуск и подъем тележки, в свою очередь, осуществлялся с помощью подъемного каната (троса).
Ручную распиловку блоков производили обычными поперечными пилами.
Механический распиловочный цех состоял из станков с продольными пилами и станков со стальными дисковыми пилами.
Блоки на вагонетках вкатывались в станки с продольными пилами, где распиливались на пластины. Вскоре стальные пилы были заменены победитовыми резцами, что сократило время распиловки в 6 раз.
Далее пластины поступали на станки с дисковыми пилами, где распиливались уже на кирпичи.
В 1937 году рудник перешел на более простую и удобную систему получения кирпичей — с помощью установок А.М. Столярова, дающих возможность получать кирпичи непосредственно из забоя.
Каждая установка состояла из двух машин — первая машина с двумя дисками диаметром 1 метр с промежутком между ними 250 мм. Она шла впереди вдоль забоя и нарезала породу двумя вертикальными пропилами вкрест ее простирания.
Вторая машина имела 3 горизонтальных диска на одном валу и моторе и 4 вертикальных диска на другом валу и моторе. Она следовала за первой и давала уже готовые кирпичи.
В пределах забоя машины перемещались на платформе, по рельсам узкой колеи. По мере разработки забоя, рельсы снимались и перекладывались.
Остатки установки Столярова до сих пор можно найти на дне карьера, только с каждым годом она разрушается от вандалов. Если раньше, в 2008 году, она стояла еще целая, то в 2009 году уже стала разломана.
Таким образом установка Столярова одновременно давала 6 кирпичей, а при ровной стенке забоя — 8 кирпичей.
Получаемые кирпичи были сырыми и ломались при транспортировке, имея большой процент отходов. Для решения этой проблемы были построены две обжигательные печи, в которых производился обжиг кирпичей.
В 1970-х годах технический прогресс позволил получать огнеупорные кирпичи из молотого талька, путем флотации (обогащения), прессования и спекания. Так, в 1974 (1977) году карьер был законсервирован в связи с изобретением новых технологий в добыче и отработки запасов.
По специальным рельсам вниз спустили насосы и трубы для откачки воды.
Внизу переоборудовали насосную станцию с дежурным.
По специальным траншеям грунтовые воды сводятся к насосной. Откачиваемая вода используется на Шабровском тальковом комбинате для технических целей. Зимой трубы для откачки воды размораживают путем сжигания покрышек.
Для проходки траншей использовался баровый грунторез (огромная цепная пила), который сохранился до наших дней, правда сильно изуродованный вандалами.
Так же на дне карьера сохранился польский экскаватор КМ-602А с обратной лопатой. Такие машины выпускались в 1950-1980 годах в Польше на предприятии им. Варьинского (WARYNSKI).
Помимо техники, в карьере сохранились и другие металлические атрибуты — радиатор масляного трансформатора, катушка от пневморукава и др.
Особенностью карьера являются несколько живописных водопадов, которые красивы и зимой и летом. Зимой они превращаются в ярко-голубые ледники.

Сейчас карьер имеет глубину около 100 метров при длине 500 метров. Спуститься в карьер можно по старой деревянной лестнице, которая поддерживается в исправном состоянии.

Спуститься в карьер можно по старой деревянной лестнице, которая поддерживается в исправном состоянии.
Стены карьера после прохождения установки Столярова напоминают египетские пирамиды.
Дно карьера словно выложено тротуарной плитой, — это следы от машины Столярова.
Местами оно покрыто мхами и растительностью.
За многие годы уступы карьера также покрылись ярко-зелеными мхами.
На дне карьера даже есть туалет для дежурного насосной станции и для посетителей.
В юго-восточном борту есть небольшой родник с чистой водой
До недавнего времени Шабровский тальковый комбинат производил добычу талька на новом месторождении — в карьере «Новая линза», который находится по соседству. Резервом комбината является месторождение «Большая линза».

Как добраться:

На машине: едем до п. Шабровский ехать можно по полевскому или челябинскому тракту, сразу после въезда в поселок будет железнодорожный переезд, не переезжая переезд поворачиваем налево и едем до конца асфальтовой дороги, когда асфальт заканчивается поворачиваем на право и упираемся в проходную. Там можно оставить машину пока вы пойдете смотреть карьер. Проход через проходную свободный. После проходной идем по пыльной грунтовой дороге налево. Доходим до узкоколейной железной дороги, сразу за ней будет карьер. Теперь нужно найти деревянную лестницу с табличкой «спуск запрещен» и можно спускаться в карьер.

Звоните! +7 (343) 328-68-88